В 1941 – 1944 годах в Заводоуковске находилась в эвакуации 1-я Московская спецшкола ВВС. В начале ноября 1941 года на станцию Заводоуковскую прибыл эшелон из 8 теплушек с курсантами 1 Московской спецшколы ВВС.
Созданные по принципу старых кадетских корпусов или нынешних Суворовских и Нахимовских училищ, спецшколы должны были дать своим выпускникам среднее образование «с лёгким авиационным уклоном». Но вместо изучения авиадвигателей, полётов на планерах и прыжках с парашютами курсанты копали окопы, снабжали школу водой и дровами, работали в колхозах, помогали выполнять леспромхозу план по лесозаготовкам. Многие потом получили медали «За оборону Москвы». Курсанты называли свою жизнь в наших краях «битвой в Сибири».
Нелегко было разместить несколько сотен курсантов в небольшом посёлке. Будущие лётчики жили в клубе леспромхоза, столовую устроили в клубе железнодорожников, штаб – в конторе леспромхоза. Именно наличие здесь леспромхоза с многочисленными бараками обусловило выбор Заводоуковска для размещения спецшколы. В Заводоуковске спецшкола ВВС находилась до 1944 года. А после вернулась в Москву.
За годы войны спецшкола ВВС подготовила около 550 выпускников. Среди них ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей Радий Ленский, прославленные космонавты Владимир Комаров и Лев Демин, 11 лауреатов Государственной и Ленинской премий, 17 профессоров и докторов наук, 9 генералов.
Очень силён был и преподавательский состав школы, где работали авторы школьных учебников по русскому языку и литературе Александр Зерчанинов и Давид Райхин. Химию курсантам преподавал кандидат наук, отличник народного образования Георгий Храпов-Шмаров. Трудились в школе родители известной советской поэтессы Юлии Друниной Владимир Павлович и Матильда Борисовна.
После войны в здании, где была спецшкола, разместился один из корпусов санаторно-лесной школы, затем – лыжная база. В 2012 году, когда в Заводоуковске открылся центр зимних видов спорта «Сосновый бор», нужда в старом строении отпала. Теперь на этом месте высится спортотель, в котором между стартами отдыхают лыжники и биатлонисты.
Использованные источники:
В годы войны Заводоуковский край стал одной из многих территорий страны, куда поступали раненые с фронтов. Первые ранбольные, так в годы войны называли получивших ранение бойцов, в эвакогоспиталь № 3519 прибыли уже в июле 1941 года. Госпиталь терапевтического профиля был развернут на базе Заводоуковского санатория и рассчитан на 250 коек. Он принимал на лечение больных с открытой формой туберкулёза лёгких. Здесь трудился медперсонал из разных уголков страны - Москвы, Ленинграда, Серпухова, Житомирской и Черниговской областей.
Несмотря на трудности с поставками лекарств и оборудования, сотрудники госпиталя оказывали медицинскую помощь не только бойцам, но и местному населению, которому требовалась срочная медицинская помощь, рентгенологические и амбулаторные исследования. Врачи и медсестры спасали жизни тех, кто пострадал от военных действий, помогали больным туберкулезом, стараясь облегчить их страдания. Однако многие из раненых, страдающих тяжелой формой туберкулеза, погибли. Согласно алфавитной книге умерших госпиталя № 3519, здесь умерло 270 воинов. Все они покоятся в братской могиле на Заводоуковском кладбище.
В сентябре 1944 году эвакогоспиталь был переведен на станцию Уша Молодеченского района Минской области, а в Заводоуковске вновь открыт санаторий.
9 мая 1976 года в Тубсанатории была открыта мемориальная доска с текстом: «На территории Заводоуковского тубсанатория с июля 1942 года по сентябрь 1944 года располагался эвакогоспиталь № 3519».
Использованные источники:
Ещё в довоенное время Заводоуковск стал главным в СССР поставщиком деловой древесины. Без малого две трети тюменцев работали в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Самым крупным не только в области, но и во всей стране был Заводоуковский леспромхоз.
Основанный ещё в 1929 году, к началу Великой Отечественной войны он стал высокомеханизированным предприятием, которое заслуженно называли «жемчужиной Наркомлеса». С началом войны многие мужчины ушли на фронт. Остались женщины да подростки. Их нужно было еще обучать различным специальностям. Знания и умения становились оружием, помогавшим ковать победу. И люди понимали эту необходимость, учились с готовностью.
Именно поэтому леспромхоз очень обрадовался прибытию молодых и сильных москвичей, курсантов 1-й Московской спецшколы ВВС. Ведь почти все лесорубы-мужчины уже были на фронте. А мобилизованным в соседних колхозах женщинам и подросткам трудно давалось выполнение плана. Поэтому почти каждый месяц «спецов» бросали на прорыв. И именно на Тропинском понесли курсанты потери в своей «битве в Сибири». Во время сильной пурги поездом сбило несколько «спецов», возвращавшихся вдоль железной дороги с лесозаготовок. Один из них – Володя Макаров – навсегда остался в Заводоуковской земле.
Другой проблемой стала нехватка транспортных средств. Автомобили, трактора, часть паровозов, даже большую долю лошадей отправили на фронт. В этих условиях, естественно, оборвалось строительство железной дороги.
Однако потребность в шпалах, в шахтном крепеже не уменьшилась. Наоборот – возрастала. Учитывая крайнюю нужду, Совнарком СССР особым постановлением передал Заводоуковский мехлесопункт из Наркомата леса в трест «Свердстранслес» наркомата путей сообщения. После этого началось более интенсивное продвижение изделий оборонного значения потребителям.
Чтобы не оголить производство, оставшейся части кадровых рабочих, руководителей младшего и среднего звена лесопункта и железнодорожной ветки, а также работникам лесной охраны дали бронь от призыва в армию. Штат рабочих пополняли за счет привлечения действующих на подсечке леса и мобилизации тружеников сельского хозяйства Упоровского, Новозаимского и других районов.
По итогам работы в 1943 году Заводоуковский мехлесопункт завоевал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны страны.
Шпалы шли на восстановление железных дорог, строительный лес – на стройки разрушенных городов и сел, крепеж – в шахты. Труд работников Леспромхоза приближал час Победы.
Энтузиазма людям было не занимать. Но отсутствие необходимой техники, специализированных кадров, сниженные до пределов темпы строительства железнодорожной магистрали не позволяли увеличивать объемы вывозки леса.
Рост заготовок продолжился и в послевоенные годы.
Источники:
Ежегодно в последнее воскресенье сентября отмечается День машиностроителя. А многие ли знают историю Заводоуковского машиностроительного завода?
… Шла война. В октябре – ноября 1941 года в рабочий поселок Заводоуковский прибыл эвакуированный из города Воронежа авиационный завод №499 по производству планеров – «бесшумной авиации». Директором и главным конструктором завода был Александр Сергеевич Москалёв. Только что назначенный, он занялся распределением и учетом имеющихся на станции оборудования, станков, двигателей. Сложнее обстояло дело с их размещением в Заводоуковске, который был небольшим населенным пунктом сельского типа. Природа здесь великолепна для жизни и отдыха, но сам поселок был совершенно непригоден для развертывания заводских цехов.
И вот, спустя 12 дней после переезда на новое место завод приступил к сборке первой продукции - это были десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой. Через некоторое время завод начал изготовление десантных планёров А-7 и учебных А-2 конструктора О.К. Антонова. Впоследствии завод освоил производство планёров АМ-14 и планёров реактивного истребителя БИ-2, конструкторов Алексея Исаева, в будущем, одного из ближайших соратников Сергея Королёва, конструктора ракетных двигателей, и Александра Березняка, ставшего после войны конструктором крылатых ракет. Роль директора завода Москалёва состояла только в изготовлении планёра БИ-2. Завод расположили на территории мастерских Новозаимского зерносовхоза и на бывшей (колмаковской) купеческой мельнице. По некоторым данным были задействованы и другие крупные постройки – скотные дворы, птичники и др. Помещения мастерских приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а мельницу с амбарами для столярных и сборочных работ. Здания пятиэтажной мельницы и грандиозных хлебных амбаров были сложены из столетних строевых сосен и хорошо сохранились, хотя мельница давно не использовалась. В полуподвальном помещении мельницы запустили находившуюся там хорошо законсервированную паровую машину, подобрали подходящие электрогенераторы, смонтировали электропроводку, и через десять дней мельница осветилась огнями.
Прибывшие из Воронежа рабочие начали обучение местных жителей, которых в условиях военного времени массово привлекали к работе на заводе. В основном это были женщины и подростки. По самым приблизительным подсчётам к 1944 году на заводе работало около 1000 рабочих.
С весны 1942 года весь завод перешел на самостоятельное снабжение продуктами. Сажали огороды, разводили подсобное хозяйство, торговали с местным населением обеспечивали себя мясом.
В апреле 1945 года завод №499 был реэвакуирован из Заводоуковска в Ленинград. Желание А.С. Москалева вернуться в родной Воронеж не осуществилось. Город был почти полностью разрушен. По решению Правительства все оборудование завода осталось в Заводоуковске. Оно стало основой современного машиностроительного завода. В ознаменовании этого события, по инициативе работника Захарова Сергея Петровича, при участии модельщика литейного Юрия Кривоногова была отлита и установлена на стене Заводоуправления плита с текстом, о том, что в период Великой Отечественной войны здесь находился военный завод №499.
Использованные источники:
В Заводоуковске находится памятник природы регионального значения – «Колмаковский парк», который всегда имел особое значение для местных жителей и гостей посёлка Заводоуковский. Однако мало кто мог предположить, что в годы Великой Отечественной войны этот зелёный оазис сыграет важную роль, но вовсе не как место для отдыха.
22 июня 1941 года в погожий воскресный день в парке намечалось большое гулянье. Сельчане шли сюда отпраздновать завершение посевной, выпускники средней школы отмечали получение аттестата зрелости. Было очень много гуляющих, все были веселы. Ближе к обеду поползли слухи о каких-то серьёзных событиях. Из «тарелки» репродуктора неоднократно сообщалось, что в 12 часов по московскому времени будет сделано официальное сообщение. Так под сенями кедров здесь многие наши земляки узнали о начале Великой Отечественной войны. Военнообязанные прямо отсюда отправлялись в военкоматы. Присоединились к ним и былые школяры.
В октябре 1941 года в Заводоуковск был эвакуирован авиазавод № 499. Его столярный цех разместили неподалеку от Колмаковского парка, на Колмаковской мельнице. Пятиэтажная мельница, поражала своими масштабами даже опытных инженеров: авиаконструктор А.С. Москалев, впервые увидевший её в 1941 году, назвал это строение настоящим циклопическим сооружением. Профессор В.Е. Копылов отмечал, что техническая оснащенность мельницы была уникальной для своего времени. На нижних этажах располагались механизмы управления шлюзами и транспортерами, выше находились помещения для сортировки зерна. Энергию для работы мельницы давала река Ук, но на случай перебоев была предусмотрена установка паровой машины системы «Братья Бромлей» и электрогенератора мощностью 54 кВт.
Для того чтобы в сжатые сроки организовать производство на новом месте, рабочим эвакуированного авиазавода пришлось пожертвовать частью прекрасного парка, вырубив кедровую аллею.
К сожалению, после окончания войны, весной 1947 года, была разрушена и мельница знаменитых купцов из-за недосмотра. Её пришлось демонтировать, а древесину использовать для строительства цехов и жилья для работников Новозаимского механического завода, созданного на основе оставшегося оборудования авиазавода № 499.
Колмаковский же парк 22 августа 1968 года стал памятником природы регионального значения, что обеспечило уникальному месту надёжную защиту.
Использованные источники:
Строительство железной дороги Тюмень – Омск шло в 1909 - 1913 годах. Первый рабочий поезд прибыл на станцию Заводоуковскую в 1910 году. А регулярное движение по магистрали началось 1 ноября 1913 года. В будущей центральной части города Заводоуковска построили вокзал, две казармы для железнодорожников и водонапорную башню. Рядом с вокзалом облагородили лес, превратив в парк.
Три с половиной десятилетия станция числилась отдельным населённым пунктом, а в 1939 году вошла в состав посёлка Заводоуковского.
Станция Заводоуковская в начале Великой Отечественной стала местом расставаний и встреч. Отсюда наши земляки уходили на фронт, сюда приезжали эшелоны с ранеными воинами, а в мае 1945-го возвращались победители домой.
В годы Великой Отечественной войны станция Заводоуковская жила напряженной жизнью. Коллектив Заводоуковской железнодорожной станции объявил о готовности обеспечивать полностью и в срок все необходимые перевозки для нужд Красной армии. Железнодорожники и члены их семей стали считать себя мобилизованными, так как были уверены, что победа решается не только на фронте, но и в тылу.
Уже осенью 1941 года сюда прибыли эвакуированные предприятия: ОКБ №31 завода №18 из Воронежа, ОКБ П.И. Гроховского и Тушинского планерного завода из Москвы (Завод №499 на базе Ново-Заимского механического завода и территории усадьбы купца Колмакова), курсанты 1-й Московской спецшколы ВВС, раненые – в эвакогоспиталь №3519 (на базе тубсанатория), позднее – дети осажденного Ленинграда. Работники железной дороги первыми в тылу ощутили дыхание далекой войны, принимая прибывших в наш посёлок. Самоотверженно трудились на своих железнодорожных постах путейцы и работники службы движения.
На путейцах и службе движения лежала большая ответственность. Содержать дорогу в исправном состоянии в военное время означало ритмичную работу железнодорожного транспорта. Это способствовало быстрейшему продвижению воинских маршрутов и перевозок народнохозяйственных грузов.
Большую часть путейцев и движенцев составляли женщины. Все они внесли достойный вклад в общее дело Победы. Женщины активно участвовали во всех мероприятиях. Многие из них овладевали вторыми профессиями, повышали свою специальность по должности. Многие железнодорожники были удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Источники: