Ещё в довоенное время Заводоуковск стал главным в СССР поставщиком деловой древесины. Без малого две трети тюменцев работали в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Самым крупным не только в области, но и во всей стране был Заводоуковский леспромхоз.

Основанный ещё в 1929 году, к началу Великой Отечественной войны он стал высокомеханизированным предприятием, которое заслуженно называли «жемчужиной Наркомлеса». С началом войны многие мужчины ушли на фронт. Остались женщины да подростки. Их нужно было еще обучать различным специальностям. Знания и умения становились оружием, помогавшим ковать победу. И люди понимали эту необходимость, учились с готовностью.

Именно поэтому леспромхоз очень обрадовался прибытию молодых и сильных москвичей, курсантов 1-й Московской спецшколы ВВС. Ведь почти все лесорубы-мужчины уже были на фронте. А мобилизованным в  соседних  колхозах  женщинам  и подросткам  трудно давалось выполнение плана. Поэтому почти каждый месяц «спецов» бросали на прорыв. И именно на Тропинском  понесли курсанты потери в  своей «битве в  Сибири». Во время сильной пурги поездом сбило несколько «спецов», возвращавшихся вдоль железной дороги с лесозаготовок. Один из них – Володя Макаров – навсегда остался в Заводоуковской земле.

Другой проблемой стала нехватка транспортных средств. Автомобили, трактора, часть паровозов, даже большую долю лошадей отправили на фронт. В этих условиях, естественно, оборвалось строительство железной дороги.

Однако потребность в шпалах, в шахтном крепеже не уменьшилась. Наоборот – возрастала. Учитывая крайнюю нужду, Совнарком СССР особым постановлением передал Заводоуковский мехлесопункт из Наркомата леса в трест «Свердстранслес» наркомата путей сообщения. После этого началось более интенсивное продвижение изделий оборонного значения потребителям.

Чтобы не оголить производство, оставшейся части кадровых рабочих, руководителей младшего и среднего звена лесопункта и железнодорожной ветки, а также работникам лесной охраны дали бронь от призыва в армию. Штат рабочих пополняли за счет привлечения действующих на подсечке леса и мобилизации тружеников сельского хозяйства Упоровского, Новозаимского и других районов.

По итогам работы в 1943 году Заводоуковский мехлесопункт завоевал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны страны.

Шпалы шли на восстановление железных дорог, строительный лес – на стройки разрушенных городов и сел, крепеж – в шахты. Труд работников Леспромхоза приближал час Победы.

Энтузиазма людям было не занимать. Но отсутствие необходимой техники, специализированных кадров, сниженные до пределов темпы строительства железнодорожной магистрали не позволяли увеличивать объемы вывозки леса.

Рост заготовок продолжился и в послевоенные годы.

 

Источники:

  1. Хлебный, целебный, лесной: Заводоуковский район: Годы. События. Люди / Кол. авт.-сост. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2004. – 440 с.: ил.
  2. http://zkm-nasledie.ru/blog-nashe-nasledie/331-eto-nashej-istorii-stroki.html
  3. https://m.ok.ru/group/52730063552734/topic/155800436859102
  4. https://tyumedia.ru/284551.html

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении