Ежегодно в последнее воскресенье сентября отмечается День машиностроителя. А многие ли знают историю Заводоуковского машиностроительного завода?

… Шла война. В октябре – ноября 1941 года в рабочий поселок Заводоуковский прибыл эвакуированный из города Воронежа авиационный завод №499 по производству планеров – «бесшумной авиации». Директором и главным конструктором завода был Александр Сергеевич Москалёв. Только что назначенный, он занялся распределением и учетом имеющихся на станции оборудования, станков, двигателей. Сложнее обстояло дело с их размещением в Заводоуковске, который был небольшим населенным пунктом сельского типа. Природа здесь великолепна для жизни и отдыха, но сам поселок был совершенно непригоден для развертывания заводских цехов.

И вот, спустя 12 дней после переезда на новое место завод приступил к сборке первой продукции - это были десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой. Через некоторое время завод начал изготовление десантных планёров А-7 и учебных А-2 конструктора О.К. Антонова. Впоследствии завод освоил производство планёров АМ-14 и планёров реактивного истребителя БИ-2, конструкторов Алексея Исаева, в будущем, одного из ближайших соратников Сергея Королёва, конструктора ракетных двигателей, и Александра Березняка, ставшего после войны конструктором крылатых ракет. Роль директора завода Москалёва состояла только в изготовлении планёра БИ-2. Завод расположили на территории мастерских Новозаимского зерносовхоза и на бывшей (колмаковской) купеческой мельнице. По некоторым данным были задействованы и другие крупные постройки – скотные дворы, птичники и др. Помещения мастерских приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а мельницу с амбарами для столярных и сборочных работ. Здания пятиэтажной мельницы и грандиозных хлебных амбаров были сложены из столетних строевых сосен и хорошо сохранились, хотя мельница давно не использовалась. В полуподвальном помещении мельницы запустили находившуюся там хорошо законсервированную паровую машину, подобрали подходящие электрогенераторы, смонтировали электропроводку, и через десять дней мельница осветилась огнями.

Прибывшие из Воронежа рабочие начали обучение местных жителей, которых в условиях военного времени массово привлекали к работе на заводе. В основном это были женщины и подростки. По самым приблизительным подсчётам к 1944 году на заводе работало около 1000 рабочих.

С весны 1942 года весь завод перешел на самостоятельное снабжение продуктами. Сажали огороды, разводили подсобное хозяйство, торговали с местным населением обеспечивали себя мясом.

В апреле 1945 года завод №499 был реэвакуирован из Заводоуковска в Ленинград. Желание А.С. Москалева вернуться в родной Воронеж не осуществилось. Город был почти полностью разрушен. По решению Правительства все оборудование завода осталось в Заводоуковске. Оно стало основой современного машиностроительного завода. В ознаменовании этого события, по инициативе работника Захарова Сергея Петровича, при участии модельщика литейного Юрия Кривоногова была отлита и установлена на стене Заводоуправления плита с текстом, о том, что в период Великой Отечественной войны здесь находился военный завод №499.

Использованные источники:

  1. С.П. Захаров. «Заводоуковск» (Исторический справочник-путеводитель) - Заводоуковск 2002. -76стр.
  2. http://zkm-nasledie.ru/blog-nashe-nasledie/1067-zavodoukovskij-planernyj-zavod-499-novye-imena.html
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении