Родился 5 февраля 1926 года в Москве. В 1944 окончил Московскую спецшколу ВВС.

Путь в небо для Владимира Нефедова начинался на сибирской земле. В грозные годы Великой Отечественной войны он учился в спецшколе ВВС, располагавшейся в Заводоуковске – в просторном деревянном здании в переулке Eрмака с осени 1941-го по 1944-й.

Владимир Андреевич Нефедов стал первым воспитанником Заводоуковской спецшколы ВВС, чей труд и высочайшее летное мастерство были увенчаны вручением ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В Указе Президиума Верховного Совета страны от 1 мая 1957 года отмечалось, что звания Героя Советского Союза Нефедов удостоен «за мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники».

В армии с июля 1944 года. В 1944 году окончил Сасовскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков. В 1944-1946 годах обучался в Черниговском военном авиационном училище лётчиков. В 1949 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, до 1951 года был в нём лётчиком-инструктором.

В 1953 окончил Школу лётчиков-испытателей, с 1953 обучался на вечернем отделении Московского авиационного института.

С мая 1953 года – лётчик-испытатель ОКБ А. И. Микояна. Поднял в небо и провёл испытания сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-19П, Е-5, СМ-50 и МиГ-21. Провёл испытания по отработке дозаправки истребителя МиГ-19 от самолёта Ту-16. Участвовал в испытаниях самолётов-истребителей МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций, опытных самолётов Е-2 и Е-4.

Первые шесть опытных полетов на МИГ-21 были удачны. Но 28 мая 1958 года очередной полет стал для Владимира Нефедова последним. На высоте 18 тысяч метров произошла остановка двигателя. Испытатель не покинул машину, стремясь спасти записи работы приборов. На высоте примерно полутора метров самолет ударился передней стойкой шасси о бетонку и перевернулся. Однако взрыва не произошло. Испытатель был еще жив, когда его извлекли из самолета, однако поврежденными оказались легкие, позвоночник, были и сильные ожоги. Усилия врачей оказались тщетными…

Своим последним полетом Владимир Нефедов сумел доказать, что истребитель МИГ-21 имеет неоспоримые преимущества перед зарубежными аналогами.

Лев Степанович Демин – летчик-космонавт СССР № 32 – родился 11 января 1926 года в Москве. В 1941 году окончил семь классов средней школы. Началась война. Как и все мальчишки, рвался на фронт, не взяли.

В военном 1941-м 16-летний Лев Дёмин поступил в спецшколу ВВС. Но учебное заведение эвакуировали в Сибирь. Уезжать в тыл курсант не собирался. Что оставалось? Идти работать на завод учеником токаря. В цехе были одни мальчишки. Трудились сутками. В одну из ночей юноша всё же решил вернуться в спецшколу. Так будущий космонавт попал в Заводоуковск.

Потом Дёмин часто вспоминал о годах, проведённых в далёком сибирском посёлке, о товарищах-спецшколятах: «За всю последующую жизнь я не видел такого сплочённого, единодушного и твёрдого коллектива. Мне кажется, что люди, суровая природа и трудности заводоуковской жизни оказали очень большое влияние на наше мировоззрение».

А трудностей было более чем достаточно. Зимой мальчишки жили в казарме, переоборудованной из клуба леспромхоза. Летом перебирались в лагерь, в солдатские палатки. Режим был строгий. И никто не обращал внимания на то, что будущим лётчикам не было порой и шестнадцати.

На фронт Лев Степанович не попал: спецшколу он окончил в 1945 году, когда уже отгремела война.

Но Лев Степанович не видел своего будущего без неба. Он всё же окончил школу авиамеханников, потом – авиационное училище связи и служил командиром радиотехнического взвода...

А вот полететь в космос Льву Степановичу помогла случайная встреча со старым другом, однокашником Владимиром Комаровым, который уже был зачислен в отряд космонавтов.

Только после десяти лет тяжёлой подготовки на весь мир прозвучало: «26 августа 1974 года произведён запуск космического корабля «Союз -15», пилотируемого экипажем в составе командира корабля подполковника Геннадия Сарафанова и бортинженера полковника Льва Дёмина».

Умер герой-космонавт 18 декабря 1998 года.

Родился под Керчью в 1925 году. В годы войны служил авиамехаником на военном аэродроме Багай-Барановка. На фронт попал, когда срочно потребовались авиамеханики для подготовки аэродрома подскока.

После войны учился на третьем курсе механико-математического факультета Московского государственного университета, когда ему поступило предложение работать в КГБ. Всю жизнь работал криптографом в технической разведке КГБ СССР и дослужился до полковника. Был также руководителем группы академического Института космических исследований.

Ещё одним важным делом жизни стало для Л. С. Михайлова сохранение истории 1-й Московской специальной школы ВВС. Богатая событиями жизнь Л. С. Михайлова нашла своё отражение в книге воспоминаний «Жития не святых».

Умер 9 сентября 2012 года в Москве после продолжительной болезни.

 

Родился в 1904 году. Советский авиаконструктор, директор и главный конструктор авиационного завода №499, профессор, кандидат технических наук, инженер-полковник.

Александр Сергеевич внёс заметный вклад в развитие отечественного авиа- и ракетостроения. Именно в Заводоуковске, впервые в России, им была спроектирована и построена знаменитая серия реактивных самолетов.

Александр Москалёв был главным авиаконструктором и директором завода №499, эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в тогда еще рабочий поселок Заводоуковск. Здесь, в глубоком тылу, где в лесах в изобилии росла сосна, предстояло в кратчайшие сроки наладить производство по выпуску планеров. Эта безмоторная авиация была крайне востребована при боевых операциях по десантированию разведчиков и подрывников за линией фронта, для связи с партизанскими отрядами. Следует отметить: Москалев и его команда справились с задачей на отлично. Завод № 499 в Заводоуковске за годы войны изготовил 939 планеров, что составило более половины от всех выпущенных летательных аппаратов данного типа.

Неслучайно среди наград Москалева – орден Красной Звезды, «Знак Почета» и Золотая медаль имени академика Королева. Самую значительную медаль «Партизанская слава» вручили как раз за работу в Заводоуковске за то, что завод выполнил задание Сталина выпустить за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окруженных под Минском партизан.

Благодаря Александру Москалеву Заводоуковск стал крыльями Сибири.

В 2024 году у главного входа в парк Машиностроителей был установлен памятник Александру Москалеву во весь рост. Авиаконструктор смотрит в заводоуковское небо – туда, где вставали на крыло планёры, созданные на нашей земле.

Москалев Александр Сергеевич умер в 1982 году.

Владимир Михайлович Комаров – летчик-космонавт СССР № 7 – родился 16 марта 1927 года в Москве. Как и многие мальчишки, мечтал об авиации, читал книги о летчиках.

Во время Великой Отечественной войны Владимир поступил в 1 Московскую спецшколу ВВС, которую эвакуировали в Заводоуковск, где она находилась до 1944 года. О Тюменской области и годах юности Владимир Комаров всегда вспоминал с теплотой. Поездка к месту эвакуации школы была первым выездом Комарова из родной Москвы. Летчику нравилась природа Заводоуковска.

Свой первый космический полет Владимир Комаров совершил 12-13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход». Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только летчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полет без скафандров.

В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Этот полет 23-24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

В Заводоуковске хранят память о Владимире Комарове: в 1966 году одна из улиц нашего города получила имя этого космонавта.

Родился Олег Константинович в 1906 году. Советский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР с юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации.

Олег Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации. В ОКБ, которое он возглавлял, был спроектирован Ан-22 «Антей», ознаменовавший новый шаг в самолётостроении - он стал первым в мире широкофюзеляжным самолётом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации. Успех был отмечен во всем мире.

В годы Великой Отечественной Олег Константинович трудился в управлении Новосибирского авиационного завода, где выпускались легендарные истребители «Як». Не раз бывал Олег Антонов на авиазаводе №499 в Заводоуковске, где выпускали его десантные планеры А-7. Такая техника на фронтах Великой Отечественной войны позволяла забрасывать десантников в тыл врага, а также снабжать партизан оружием, боеприпасами и продовольствием. В военном Заводоуковске было выпущено 509 этих планеров.

Антонов Олег Константинович умер в 1984 году.

В 2024 году в Заводоуковске в парке Машиностроителей был торжественно открыт памятник десантному планёру А-7. Уникальный памятник является точной копией планёра, выпускавшегося в годы Великой Отечественной войны местным авиазаводом № 499.

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении